Перинатальные исходы у женщин с рубцом на матке
Наиболее частым методом оперативного родоразрешения в современном акушерстве является операция кесарево сечение, частота которого составляет от 11% до 50% в различных медицинских учреждениях. Как правило, у женщин, имеющих в анамнезе первое кесарево сечение, при последующих беременностях производят родоразрешение повторно оперативным путем в плановом порядке, до начала родовой деятельности, в сроке 38-39 недель. В связи с этим возникает вопрос, как протекает ранняя адаптация новорожденных, которые родились путем повторного кесарева сечения.
Целью исследования явилось изучение особенностей ранней адаптации новорожденных от матерей, имеющих рубец на матке в зависимости от способа родоразрешения.
Обследовано 19 пар мать-дитя, после родов через естественные родовые пути (первая группа) и 22 пары мать-дитя после повторной операции кесарево сечение, выполненной в плановом порядке.
У всех женщин в анамнезе имелась одна операция кесарево сечение. Пациентки обеих групп по возрасту, перенесенным и сопутствующим экстрагенитальным и гинекологическим заболеваниям, течению данной беременности были сопоставимы.
Роды у подавляющего большинства женщин первой группы наступали в при сроке беременности 40 недель, за исключением двух самостоятельных родов в 37 недель. Во второй группе большинство беременных (86%) родоразрешены путем планового кесарева сечения в 38 недель беременности и только 14% при сроке
беременности 39-40 недель.
Продолжительность родов у женщин первой группы в среднем составила 5,5 часов + 28 минут. У каждой третьей женщины роды осложнились первичной слабостью родовой деятельности и родостимуляцией окситоцином. Раннее излитие околоплодных вод произошло у 12,5% родильниц первой группы.
Родилось 16 живых доношенных детей, средней массой 3348,0 + 07,0 граммов. Все новорожденные на первой минуте были оценены по шкале Апгар 8,13+ 0,06 баллов, на пятой минуте 93,8% младенцев получили по шкале Апгар 9 баллов.
У женщин родоразрешенных оперативно родилось 22 живых доношенных новорожденных средней массой 3483,2+_94,1 грамма. Оценка по шкале Апгар у детей этой группы была достоверно ниже на первой минуте (R<0,01) и составила всего 7,8 + 0,08 балла. Оценка по шкале Апгар у каждого 4 ребенка второй группы
имела монотонный характер, что подтверждало нарушение самых ранних процессов адаптации младенцев после рождения.
На пятой минуте достоверных различий в оценке по шкале Апгар у новорожденных обеих групп мы не выявили. Однако, дети второй группы, получившие более низкую оценку на первой минуте жизни, в 30% случаев потребовали масочной вентиляции легких, так как родились в состоянии вторичного апноэ.
В удовлетворительном состоянии родилось 81,3% новорожденных первой группы и только 66,6% во второй группе. В состоянии средней тяжести в 2,6 раза больше родилось детей появившихся на свет путем абдоминального кесарева сечения до начала родовой деятельности.
Тяжесть состояния этих детей была обусловлена признаками морфологической и функциональной незрелости (45,5%). В первой группе таких детей было всего 6,3%. С синдромом задержки фетальной жидкости родилось во второй группе 6 детей (27,2%), в первой группе таких детей нам не встретилось, за исключением двоих новорожденных, которым был выставлен диагноз ателектазы легких на фоне функциональной незрелости. Во второй группе таких детей было в три раза больше.
Пастозность лица, мягких тканей головы, стоп и голеней была выявлена у 18,7% новорожденных первой группы и у 72,7% новорожденных второй группы. Отечный синдром носил преходящий, кратковременный характер, ликвидировался самостоятельно на 3-4 сутки раннего неонатального периода. Однако у каждого 4 ребенка второй группы, отечный синдром был второй степени, носил более распространенный характер и ликвидировался только к концу раннего неонатального периода.
Неврологические расстройства гипоксического характера были выявлены у 12,5% новорожденных первой группы и у 27,2% детей второй группы. Во второй группе преобладал синдром умеренного угнетения ЦНС, что настораживало в плане сохранения неврологической симптоматики на первом месяце жизни.
Физиологическая желтуха встречалась у новорожденных обеих обследованных групп. Однако в первой группе она диагностирована у 25% новорожденных, в то время как у детей второй группы желтушное окрашивание кожных покровов имелось более чем у 50% новорожденных. В два раза чаще во второй группе новорож-
денных желтушное окрашивание кожных покровов имело более интенсивный характер, а показатели непрямого билирубина превышали 250 мкмоль/л на 4-е сутки жизни.
Убыль первоначальной массы тела у детей обеих групп не превышала физиологические пределы и составила 4,58% в первой группе и 4,74% во второй группе. Однако к моменту выписки из родильного дома 31,3% новорожденных первой группы восстановили свой первоначальный вес и только 16,6% детей второй группы
выписаны домой с восстановленной массой тела.
Таким образом, родоразрешение женщины с рубцом на матке через естественные родовые пути является методом выбора для профилактики дисадаптационного синдрома ее будущего младенца. При наличии показаний для оперативного родоразрешения, за исключением экстренных ситуаций, целесообразно проводить
операцию при сроке беременности 40 недель или с началом родовой деятельности.